Как выжить в самом дорогом городе Европы, или Париж, отпусти меня домой

Практичная история о том, как съездить в Париж дешево и с приключениями.

Так вышло, что в свои 25 я ни разу не была в Париже. При условии, что с 7 лет  учила французский. «Не очень», – подумала я однажды и написала своей лучшей подруге и сожительнице по совместительству: «А полетели в Париж!». «А полетели!» — поступил ответ, и я, как младшая, но более разумная, стала искать дешевые билеты.

Естественно, они нашлись у Ryanair (это был мой первый лоукост в жизни и, может быть, даже последний, потом узнаете почему). Самолет из Вильнюса (что там до Вильнюса доехать), вылет 29 марта, обратно – 8 апреля. На эти даты были самые низкие цены, в итоге вышло по 60 евро с человека туда-обратно. Ну и целых 10 дней на Париж! Песня, как все отлично складывается.

Сделали контрольный созвон, чтобы окончательно решить «едем-не едем», и купили билеты. Радостные минуты! Пару часов спустя меня неожиданно увольняют. Тут и начались сомнения, стоит ли лететь. Ну не комильфо как-то: быть безработной и лететь в один из самых дорогих городов Европы (мы-то наслушались о кофе за 5 евро и круассанах почти золотых!). Но не лететь было бы неправильно по отношению к себе самой: горести случаются, се ля ви, но не помирать же, а в Париже весна, вдохновение, невозможно красивые французы!

Билеты никуда не убегут, койки в хостелах тоже, а жизнь подкорректирует ваши планы так, как ей удобно. Бороться бесполезно.

Билеты до Вильнюса мы купили за неделю – сразу в обе стороны. И настолько серьезно подошли к делу, что даже забронировали и оплатили хостел в Вильнюсе. Двойная ошибка. Забегая вперед, скажу, что из этой поездки я на веки вечные усвоила – ничего не стоит покупать/бронировать/оплачивать заранее.

Туда взяли  билеты подешевле (около 210 тыс. б.р.): в Париж же едем, на подъеме, приключения впереди. Те, что подороже (300 тыс. б.р.), приберегли на обратную дорогу – возвращение в Минск не вселяло особого энтузиазма, и нам заранее хотелось комфорта. На вояж у каждой из нас было по 500 евро (вру, у меня 480). Нам говорили, что мы самоубийцы и едем на верную смерть, так как на 10 дней в Париже нужно минимум 2000 евро. Но мы не переживали по этому поводу. Потому что основная статья расходов у тех, кто едет в Париж, – это жилье. А оно досталось бесплатно. Не только сыр в мышеловке таким бывает. Прекрасный француз Энтони, влюбленный в мою милую подружку Нину и потерявший, видимо, от любви голову, согласился нас принять и отдать комнату с большой кроватью (кровать на самом деле оказалась большой и очень мягкой, такими же были и французские сны).  А вообще найти бесплатное жилье где бы то ни было не проблема.

Каучсерфинг – классная вещь.

До этого я останавливалась по каучсерфингу в Берлине и США, и это были прекрасные ребята и прекрасные знакомства. Некоторые опасаются такого рода авантюр, но чего опасаться? Ты же сам выбираешь, кому написать, смотришь фото, затем идет переписка или общение в скайпе. Мы изначально не планировали тратиться на жилье, поэтому я написала самым симпатичным парням с интересами, более-менее схожими с нашими. Когда уже было решено, что остановимся мы у влюбленного Энтони, мне ответил (хотите верьте, хотите нет) настоящий принц и предложил остановиться у него в замке. Но не в нашем стиле быть принцессами.

Еще один важный момент подготовки к поездке – как добраться от аэропорта Бовэ до Парижа (около часа езды). Все знают о заоблачных ценах на автобус, который ходит из аэропорта (17 евро). Когда покупаешь билет за 25 евро и еще 17 отдаешь на автобус, как-то не очень и дешево выходит. Поэтому я все же включила принцессу и очень быстро договорилась с одним знакомым из фейсбука, который уже 4 года живет в Париже, что он нас заберет на машине. Тем более, прилетаем в воскресенье, вечер – идеальное время, чтобы ехать час в аэропорт за онлайн-знакомыми девочками, которых ни разу в жизни не видел – так я рассуждала.

Принимающей стороне накупили подарков: Энтони – майку с гербом «Погоня» (которую он носит сейчас практически не снимая), клюкву в сахаре и открытку на беларускай мове; отзывчивому другу по переписке, который должен был забрать нас из аэропорта, – глазированные сырки и классную торбу с орнаментом и надписью «Люблю Беларусь».

Вылет из Вильнюса был вечером, поэтому по приезду мы оставили сумки в камере хранения на ЖД вокзале (0,80 евро) и узнали, как быстро и дешево добраться до аэропорта. Все оказалось очень продумано: каждый час с ЖД вокзала в аэропорт ходит поезд, билет стоит 0,70 евро, 6 минут – и вуаля, вы уже в аэропорту (минчанам такое может только сниться). Все шло как по маслу, пока не обнаружилось, что я потеряла бумажку с кодом от ячейки. И тут начались танцы – до поезда, который едет в аэропорт, минут 20, если опоздаем – самолет улетит без нас. Десять минут  спринтерского бега по вокзалу – и я отыскала женщину, которой мы заплатили 6 евро и написали заявление на извлечение вещей из камеры хранения. Поэтому, как вы поняли, мы все же сели в самолет.

Кстати в аэропорту нас ждал приятный сюрприз – наши чемоданы с ручной кладью сотрудники Ryanair предложили сдать бесплатно в багаж, чтобы не мешали в салоне (обычно за это удовольствие приходится платить). Этот жест щедрости, пожалуй, был единственным, которым нас порадовала компания.

Полет занял 2,5 часа, в аэропорту нас встретил мой знакомый и отвез к Энтони, который уже приготовил для нас комнату. Его квартира показалась нам, белорусам, привыкшим к широким проспектам и просторным хоромам, домиком для Кена. Все очень миниатюрное, раковинка, душик, кухонька. Но в дальнейшем мы всем сердцем полюбили это уютное кукольное жилище. После стакана апельсинового сока и теплого душа мы отправились навстречу своему первому парижскому сну.

Первое утро в Париже было сказочным. Выспались, отдохнули, на столе нашли записку от заботливого француза со всей необходимой для туриста информацией, ключи от квартиры, свежие круассаны и милое послание – девочки, кофе в кофеварке. Мы открыли ставни, послышалась французская речь, французское солнце залило комнату. «La vie est belle», — крутилось в голове. После завтрака нас накрыло безумное желание увидеть Париж.

Я спросила у Энтони, на какой станции метро нам выходить, чтобы офигеть сразу. Он написал, — это была Триумфальная арка.

Было красиво, как в фильме: идеальная погода, красивые люди вокруг, отовсюду льются мелодии на разных языках, уличные танцоры. И Ира заплакала (не я, вторая, которая более сентиментальная). С открытыми ртами, глазами и ушами, первые три дня мы бродили по Парижу пешком, сканируя каждое здание, каждую дверь, каждое кафе с сидящими на террасе гурманами. Улицы города и его жители – вот что самое интересное для меня в каждом путешествии. Не музеи, не галереи, не замки (это тоже важно, но второстепенно, можете запустить в меня чем-нибудь).

Относительно транспорта – все сложно, если у тебя не так много денег с собой. Самый главный совет – ходите пешком. Это же кайф! Каждый камушек набережной Сены ощутите! Но, если живете не в центре, а за пределами Парижа (наш случай), без метро не обойтись. Вообще транспортная система в Париже – одна из лучших в мире, все чотка. Поэтому метро мы пользовались 2-3 раза в день, чтобы добраться до точки Х и вернуться домой (метро ходит до часу ночи). Мы покупали сразу по 10 билетов, тогда получаете дополнительную скидку (10 билетов стоит 14,1 евро). А вообще по выходным парижское метро часто бесплатное, т.к. в городе сложная экологическая ситуация, и власти пытаются ее исправить. Поэтому на выходных предлагают оставить машину дома и воспользоваться метро. Есть еще способ, самый бюджетный, – перепрыгивать турникет. Но это на случай, если совсем туго.

Теперь моя любимая тема – еда.

Французы ну очень любят поесть, они правда гурманы, это не стереотип. Каждый прием пищи – божественный. Но во Франции еда – это не просто набивание желудка. Это целая культурная традиция, обязательно с аперитивом, со звонкими беседами (болтливая нация), которые затягиваются на часы. Ну и вино, конечно же, вино. Не было дня, когда мы не пили вино. Иногда заходили в магазин за водой, а покупали вино (за 2,3 евро можно купить отличное сухое белое, к тому же открывающее без штопора, чтобы можно было выпить в ближайшем парке).

Париж к этому располагает. Купишь ароматное розовое, к нему – нежный сыр, пригреешься на набережной у Сены – и не заметил, как и мир стал розовым. Наверное, на еду у нас ушло меньше денег, чем на вино. С утра – в ближайшую булочную за круассанами с шоколадом (pain au chocolat) или миндалем (croissant aux amandes).

Проверено — это все очень вкусно съедается в саду Tuileries, что перед Лувром.

Стоят они от 0,80 евро до 1,40. Иногда в супермаркете покупали пудинги или йогурты. Таким образом наш вкусный завтрак обходился нам максимум в 3 евро. На перекусы я всегда покупала свои любимые кешью или смесь орехов. Стоят дешевле, чем у нас, вкуснее в разы. Да, в центре мы неоднократно сталкивались с историей про «кофе за 7 евро». Часто покупали его в Старбаксе. Ну и пусть 4,5 евро, зато вот тебе 400 мл свежайшего ароматного латте. А еще во всех парижских Макдональдсах была акция –кофе за 1 евро. Вы можете себе представить – за 1 евро? Вариант как раз для нас. Тут тебе и по-венски сделают, и моккачино со сливками, и латте с сиропом. В ресторанах не ели, покупали салаты в супермаркетах, сэндвичи с вкуснейшим багетом и сырами, чипсы, орехи, яблоки.

Гуляя по Марэ (знаменитый гейский квартал Парижа), покупали фалафель в самом советуемом месте, было вкусно, но не очень дешево (8 евро за вегетарианский). А однажды согрешили: пошли в португальский ресторан Pedra Alta, о котором якобы весь Париж гудит. На минуточку задумайтесь – мы простояли в очереди 3 часа! Самая длинная и мультинациональная очередь в моей жизни! И китайцы, и испанцы, и мы, дурные белорусские туристы, приехавшие специально с другого конца Парижа, чтобы отужинать. Но какой это был ужин! Блюдо мы выбрали по картинке, исключительно, и как мы смеялись, когда нам принесли такую гору еды, что сначала в голове не укладывалось, как это можно съесть. Крабы, омары, мидии, креветки, кальмары, все свежайшее. Блюдо стоило – на секундочку – 39 евро. Не то, что мало, а ничтожно мало! Боюсь представить, сколько бы запросили за подобные исполинские порции в нашем Porto del Mare.  Был очень большой риск объесться до смерти, но высшие силы были к нам благосклонны и не наказали за чревоугодие.

Ну и какая девочка, будучи в Париже, не соблазнится на шопинг?

Несмотря на достаточно ограниченный бюджет, мы умудрились накупить тряпья. И себе, и шмоточникам-бойфрендам. И, если бы не ограничения по багажу, забыли бы и про вино, и про еду, все бы спустили на шмотки. Эти парижские винтажные магазины просто сводили меня с ума: столько всего, крутого, настоящего винтажного, кожаного, блестящего, джинсового, сумки с историей, сумасшедшие блузки непонятного кроя. Вот если взяться серьезно и застрять в одном из магазинов – годы можно провести, перебирая каждую вешалку. Я очень люблю винтаж, умираю, как люблю. Пополнила свою коллекцию очков, этого никогда не бывает too much.

Таким образом, красиво потратив все свои деньги ко дню отъезда, мы были счастливы, и по-настоящему волновало нас лишь одно – как закрыть чемодан. Накануне весьма банально попрощались с Парижем, напившись вина перед сверкающей башней. «Последнее» утро тоже было прелестным. Булочная, круассаны, кофе, долгий завтрак. Прекрасная погода, солнце жарит, как летом. Подумали «как жаль, что нам нужно уезжать!».

Как выяснилось буквально час спустя, мы никуда не уезжали. Разве что просто покатались на метро с чемоданами. Именно в тот день, когда наш самолет должен был отправиться в Вильнюс, началась традиционная французская забастовка. Маленький невзрачный Бовэ также решил побастовать, поэтому все рейсы просто отменили. Узнали мы об этом от таксиста, который сначала нам сказал, где остановка автобуса в аэропорт, а спустя пару секунд догнал нас, выкрикивая: «Ваш рейс отменили! Да, на Вильнюс рейса не будет». «Псих», — первое, что я подумала. Но и автобус, и самолет действительно отменили. Что хочешь, то и делай.

«Ну как так!» — горевали мы в Старбаксе напротив, — «И чем мы так разгневали небеса?». Вокруг – толпа таких же растерянных людей, которые последние евро на магниты потратили. А от авиакомпании – тишина. На сайте информации нет, телефон не берут, на письма не отвечают. Просидели в Старбаксе 5 часов на одном стуле и провернули в голове сто вариантов, как добраться домой: автостопом, взять в аренду машину, поехать в Германию и оттуда сесть на самолет, лететь через Ригу, наконец, посмотрели, что нам предлагает милая и никогда не бастующая Белавия (230 евро в одну сторону).

Еще 4 утренних похода за круассанами, как минимум 4 бутылки вина, 8 поездок на метро, 200 долларов на карточке.

Наверное, еще бы 5 часов сидели, как курицы, если бы за нами не приехал наш француз и не отвез в свое кукольное жилище, по которому мы даже соскучиться не успели. Дома зашли на сайт Ryanair, увидели вариант обменять наши билеты на воскресный рейс (оставалось всего 2 места), судорожно ввели свои данные, не веря счастью, написали бойфрендам, понятно, с просьбой перечислить немного денег, проспались, выпили вина и поняли, что все не так уж плохо. Париж, ты наш еще на 4 дня. Конечно, были сомнения, а улетим ли во второй раз. Но судьба уберегла от двойного фэйла. Наш самолет все же соизволил взлететь, пусть и с опозданием в 1,5 часа. Спасибо, Париж, что отпустил. Но мы еще вернемся, потому что ты прекрасен.